Сегодняшний рассказ будет необычным и достаточно сложным для меня. И вот почему: это редчайший, если не единственный случай в моей практике дизайнера по интерьерам, когда я получила неудовлетворительный отзыв о проделанной работе. Почему так получилось, я расскажу во второй части этой статьи. А начнём с позитивных моментов и посмотрим, как всё начиналось.
Итак, ко мне обратилась моя давняя заказчица. Несколько лет назад мы делали для нее интерьер квартиры, а теперь они с мужем купили чудесный дом в коттеджном поселке «Примавера». Казалось, что может пойти не так? И дом красивый, и поселок очень комфортный, в черте города с великолепными подъездными путями, и заказчица с очень четкими требованиями к функционалу и доверием ко мне в плане дизайна. В общем, все складывалось чудесно и мы с моей командой с удовольствием приступили к работе.
В планировке мы учли все пожелания к функциональности будущего семейного гнезда. Так, чтобы семья с двумя девочками-подростками жила здесь с удовольствием и комфортом и ближайшее время, и в отдаленном будущем. По стилю и материалам требования тоже были очень рациональные: требовалось создать уют и красоту, но так, чтобы интерьер не выходил из моды, а материалы, если и повергались воздействию времени, то так, чтобы старились благородно. И желательно если уж делать ремонт, то так, чтобы лет пятьдесят об этом больше не вспоминать и только наслаждаться результатом.
Мне нравились все эти требования, мне импонировало, что на меня возлагают такие надежды с прицелом на столь долгий срок.
Что ж, прогуляемся по нашему проекту. Давайте посмотрим, каким должен быть – и, я верю, каким скоро будет – этот уютный семейный дом.

Поприветствуем вечную классику!

Входная дверь не может быть заурядной и неприметной. Именно она встречает и провожает всех, кто живёт в доме или приходит в гости. Витражная вставка из янтарного стекла и торжественное портальное обрамление придают этой двери значимость и основательность. Ступени из мрамора, ковер с ажурным орнаментом — эти материалы готовы служить вечно и при этом не требуют особого ухода.
Гостиная — не просто комната, это сердце дома, здесь собираются все домочадцы и здесь каждый может найти уголок именно для себя. Только представьте: загораются огни нарядной люстры, и семья собирается за большим столом для ужина. Здесь можно, уютно прижавшись друг к другу на большом мягком диване, посмотреть фильм. А можно немножко отдельно ото всех, немного в стороне, но ощущая тепло и участие близких рядом разжечь камин и почитать книгу. Библиотека находится здесь же. Эта гостиная собрала в себе все возможные представления об уютной семейной жизни. Но эти образы вполне реальны. Они гармонично сосуществуют в одном пространстве.
Рядом с идеальной семейной гостиной, конечно, должна быть кухня. И пусть эта кухня будет такой, какой большинство людей представляет себе в мечтах. Большая столешница, чтобы хозяйке было где развернуться, мойка непременно под окном. Остров, словно созданный для завтраков, а еще для уютных посиделок с хозяйкой дома.
Керамическая плитка от испанской фабрики Equipe покрывает нежным растительным орнаментом пол на кухне и в прихожей. Растения имеют обыкновение разрастаться, так что орнамент перебрался и в гостевую ванную комнату. Рисунок остался прежним, но стал более контрастным.
Орнамент в небольшом помещении смотрится наиболее выразительно. Он создает ощущение многоплановости и как будто даже расширяет пространство. Но вот остальные элементы интерьера должны быть простыми и лишь поддерживать красоту акцентного орнамента.
От интерьера гостевого санузла требуется в первую очередь быть комфортным и функциональным, а еще служить естественным продолжением интерьера основных помещений, гостиной, прихожей, кухни. Быть с ними в единой стилистике и цветовой гамме.

Второй этаж: место отдыха и приятного досуга

В таком доме, конечно же, должна появиться нарядная лестница, ведущая на второй этаж, к спальням. Пусть она будет праздничной, белоснежной, а перила и ступени из натурального дуба подчеркнут теплоту и основательность интерьера. Классические технологии изготовления деревянных лестниц предполагают, что лестница будет служить долго, а со временем только приобретёт благородный налет времени. Именно это требуется для интерьера чудесного дома.
Раз есть такой запрос, значит, подключаем весь арсенал классических технологий. Высокое арочное окно мы не будем закрывать шторами, это хлопотно, за тканями на такой высоте сложно ухаживать, шторы быстро теряют вид. Но нужно прикрыть лестничный холл от посторонних глаз, только сделать это так, чтобы естественное освещение свободно проникало в него. И здесь нам поможет классический витраж, собранный из бесцветного текстурного стекла в сочетании с сочными янтарными фрагментами.
Небольшую по площади хозяйскую спальню очень хотелось сделать одновременно уютной и утонченной. Текстильные обои Artemis от итальянских дизайнеров бренда KT Exclusive укутали стены золотистым блеском шелковых нитей.
Изголовье кровати собрано вручную из деревянной мозаики. Изящные формы изогнутого изголовья плавно перетекают в мягкие формы зеркала на туалетном столике. Зеркалом будет удобно пользоваться, поскольку это классическое трюмо и на себя можно посмотреть со всех сторон.
Удобно, когда рядом со спальней есть ванная комната. В американской традиции при каждой спальне есть своя индивидуальная ванная. В наших домах не всегда есть такая возможность, но в данном случае изысканная спальня не может обойтись без своей ванной комнаты.
Стены и полы в хозяйской ванной комнате выложены испанской плиткой Adex. Эта плитка настолько хороша, что используется для реконструкции интерьеров в старинных замках по всему миру. Мелкий формат, сложная граненая форма, – все это требует высокого мастерства в укладке. К счастью, здесь работал великолепный мастер-плиточник, и интерьер ванной комнаты сложился под стать ванной в испанском королевском дворце.
Штор на окне в ванной комнате нет. Из соображений практичности, с одной стороны, и из желания поддержать классический характер интерьера, так же, как и в лестничном холле, я заменила шторы на витраж.
С некоторых пор в ванных комнатах я стараюсь заменить обычное окно на витражное. У многих из нас витраж ассоциируется исключительно с классическими интерьерами, но даже для стиля минимализм можно подобрать особый рисунок и технику исполнения витража, так что он станет естественным продолжением самого ультрасовременного интерьера.
Классический американский дом невозможно представить без гардеробной. Часто такие комнаты имеют исключительно утилитарный вид. Но не в этом случае!
Шкафы и полки шпонированы орехом, за рельефными потолочными кессонами скрывается скрытая подсветка. Мягким теплым сиянием подсвечиваются стены, покрытые обоями с золотистым рисунком тропических листьев.
Интерьер гостевой спальни: спокойные светло-серые тона, тканевые обои с мягкими обволакивающими переходами. Тканевые светильники, словно колокольчики, свешиваются с потолка у изголовья кровати. И, словно изюминки, сочные терракотовые подушки придают пикантность этому нейтральному интерьеру. Обстановка гостевой комнаты должна быть нейтральной, чтобы понравиться людям вероятно с разными вкусами и цветовыми пристрастиями.
Поэтому главный акцент мы сделали на приятных натуральных текстурах в текстильном оформлении. Это ткани, к которым безусловно приятно прикасаться.
И поэтому пусть это будет текстурный лен, теплый обволакивающий хлопок и подушки из прохладного, гладкого шелка, расшитые узорной вышивкой.
Для интерьера ванной комнаты подвернулась совершенно неожиданная находка: плитка от малоизвестной египетской фабрики, по какой-то совершенно смешной цене. Но при этом с совершенно фантастической текстурой, словно расшитое цветами жаккардовое полотно, отороченное золотистыми бусинками рельефного бордюра.
Такую красоту достаточно было лишь эффектно подсветить янтарными бликами от витража днем и теплыми лучиками хрустальных бликов вечернего освещения.
Комната девочек в таком доме непременно должна быть похожа на комнату принцессы: цветочные принты, резная мебель… Думаю вы именно так подумали?) Мы нарисовали для себя примерно такой образ и… ошиблись. Оказалось, что две сестры, будущие хозяйки этой комнаты, не переносят ничего розового, откровенно девичьего и рафинированного. Они хотят чего-то брутально черно-белого, современного, а желательно вообще кирпичный лофт. Ух! Концепция дома в едином стиле американской классики разваливалась на глазах. Но в самых сложных ситуациях можно хотя бы попытаться найти компромисс. И о чудо! Он был найден.
Мы сделали интерьер очень светлый, почти белый, но с черными акцентами. Ритмичная графика колец-светильников, кресла, похожие на летающие тарелки, четкая геометрия зеркала на стене — это те атрибуты, которые позволили создать атмосферу современного интерьера, которую так хотели девочки. Здесь присутствует вариативность освещения, даже элементы игры. Но основа, мебель с классической филенкой из массива березы, мягкие складки штор на окнах — это то, что позволило соединить интерьер этой комнаты с интерьером остального дома. Спорно?! Да, безусловно. Но при работе с интерьером детских комнат всегда нужно учитывать элемент неожиданности. В этой комнате заложена классическая основа. Девочки будут расти, вкусы меняться, классическая основа будет хорошим фундаментом для самых невероятных изменений.

Перемещаемся вниз. Подвал – это полноценное помещение!

Подвал или цокольный этаж. Порой мне казалось, что весь дом строится именно ради него. Это этаж хозяина дома, здесь его тренажерный зал, его кабинет и банный комплекс – тоже его, хотя иногда, возможно, он будет пускать и остальных членов семьи)
Самое большое помещение подвала было зонировано на тренажерный зал и зону кабинета. Разделять на отдельные помещения не стали, чтобы сохранить объем воздуха. Все же высота потолка здесь оставляла желать лучшего, а от и так небольшой высоты еще и вентиляционные короба забрали более 20 см. Но без вентиляции здесь было, конечно, не обойтись.
Высокие зеркала в деревянных рамах позволили визуально приподнять потолок. Радиаторы антрацитового цвета тоже позволяют создать ощущение более высокого потолка.
Светлые стены, темное графичное обрамление интерьера. Пол покрыт необычным материалом: это инновационное тканое виниловое покрытие от шведской фабрики Bolon. Его можно использовать для настила на пол, на стены и даже на потолок. Верхний слой плетется на ткацких станках и спаивается с виниловой подложкой, которая слегка пружинит. Идеальное покрытие для тренажерного зала, расположенного в цокольном этаже! Обладает высокой антистатичностью, высокой теплопроводностью, что делает обогреваемые полы более эффективными и экономичными, устойчивостью к
выцветанию, малой остаточной деформацией, что тоже важно, когда на него падают тяжелые гири. Не плитка, не ламинат, не дерево такой нагрузки не выдержит.
Как в настоящем тренажерном зале, мы поставили здесь даже питьевой фонтанчик. Небольшой, но приятный элемент комфорта.
Также значительным элементом комфорта в цокольном этаже является небольшая SPA зона. Поскольку площади здесь действительно маленькие, мы решили не отделять сауну от зоны отдыха глухой стеной, лишь термостойкой стеклянной перегородкой. Дизайн интерьера сделали единым, с той лишь разницей, что в зоне отдыха стены большей частью покрыты плиткой с текстурой серого камня, а в сауне это дерево разных сортов. Достаточно темный канадский кедр отлично сочетается с сахарно-белым африканским абаши.
Потолок в зоне отдыха мы сделали антрацитового цвета. Как ни странно, но темный цвет тоже в некоторых случаях помогает визуально приподнять потолок.
И последнее помещение – это санузел SPA зоны. Конечно, он сложился в единой принятой нами стилистике. Только вместо натуральной древесины мы применили мозаику из керамогранита с текстурой дерева. И на этом работы по проектированию закончились.

Что такое авторский надзор и почему он так важен?

Проект, созданный с такой любовью, был завершен. Начались работы по его воплощению. Я понимала, что проект сложный, в нем много нюансов, много технологических сложностей. И я предложила моим заказчикам Авторский надзор по воплощению этого проекта в реальность. Они отказались, а я побоялась настаивать, ведь это были мои любимые клиенты.
Давайте я немного расскажу вам о том, что такое Авторский надзор и что написано в договоре, который я заключаю со своими клиентами.
Во-первых, как автор проекта, я еженедельно появляюсь на объекте, где ведётся ремонт, и слежу за ходом работ. Если того требуют обстоятельства, я выезжаю на площадку и чаще, чтобы лично проконтролировать все тонкие моменты.
Во-вторых, я постоянно консультирую самого заказчика и нанятую ремонтную бригаду по всем вопросам, которые могут в них возникнуть.
В-третьих, если возникнет такая необходимость, я могу внести изменения в дизайн-проект уже на стадии ремонта. Это необходимо, если возникнут непредвиденные обстоятельства: например, окажется, что перегородку между комнатами по каким-то причинам нельзя снести или, наоборот, построить.
В-четвёртых, я могу оказать помощь при закупке предметов меблировки, декора, светильников и т.д. Буквально поезжу с заказчиком по магазинам и помогу определиться с выбором.
Словом, я проконтролирую весь процесс ремонта, чтобы проект воплотился в жизнь именно таким, каким его придумали и создали я и другие дизайнеры студии «Золотое сечение». Но всё это в том случае, если договор на Авторский надзор будет заключён.
Если же такого договора нет, то все заботы по претворению проекта в жизнь ложатся на самого заказчика и нанятых им рабочих. Как и получилось в данном случае – увы, не совсем удачно(
С одной стороны, я побоялась испортить отношения, требуя оплаты за авторское сопровождение, с другой, я понадеялась, что вопросов будет немного и я постараюсь их решить просто по-дружески. Но вопросов становилось всё больше, они начали отнимать больше времени, того времени, которое необходимо для работы над другими проектами и просто для отдыха.
Я искренне старалась помочь, но этого было недостаточно. С опозданием, я попыталась решить вопрос с авторским надзором. Но время было упущено, отношения испорчены. Зато я получила бесценный опыт: необходимо четко и решительно озвучивать клиентам, что работа над проектом – это только первая часть работы. В небольших, несложных интерьерах проекта вполне достаточно, чтобы воплотить его в жизнь своими силами. В проекте есть чертежи, проставлены размеры, прописаны артикулы материалов и указано их количество.
Но большие сложные проекты требуют дизайнерского сопровождения. И это отдельная работа, которая требует времени, внимания, сил и которая оплачивается отдельно от проекта. Чертежи бывают настолько сложными, что требуют пояснения даже для самых опытных строителей, а материалы, заложенные в проекте, с течением времени становятся недоступны к поставке и требуют замены без потери качества и так, чтобы новые материалы подошли по дизайну к интерьеру в целом.
Конечно, такой конфликт не мог пройти для меня бесследно. Мне было очень жаль ссориться с любимыми клиентами, жаль оставлять такой красивый объект. Но я вынесла и много полезного из этой сложной ситуации: не решать за клиента, нужно ему что-то или нет, четко озвучивать условия работы и принимать в ответ или отказ, или согласие.
Вот такую непростую историю я вам сегодня рассказала. Признаться, я сомневалась, включать ли в своё портфолио эту работу, получившую негативную оценку со стороны заказчика. Но, подумав, решила, что честность со всеми клиентами, в том числе и с будущими, — это самая здоровая основа для продуктивных взаимоотношений.
Сам проект, на мой взгляд, получился достойным, оригинальным и заслуживающим внимания. Остальные выводы, друзья, предоставляю сделать вам.