А знаете ли вы, какая связь между русской Масленицей и традиционным венецианским карнавалом? Думаю, что знаете: то и другое проводится в последнюю неделю, предшествующую Великому посту. По сути, это одно и то же событие, по-разному воспринятое в разных культурах: проводы зимы и подготовка к самому длинному из ежегодных христианских постов.
В это трудно поверить, но первые венецианские народные гулянья, которые позже назовут карнавалом, начали проходить почти 1000 лет назад! Правда, эта традиция неоднократно прерывалась, в том числе и под влиянием Католической церкви: стремясь хорошенько «нагуляться» перед постом, горожане порой вели себя совсем не по-христиански. Однако в 1979 году традиция ежегодного проведения карнавала была восстановлена, и с тех пор почти полмиллиона туристов в феврале посещают Италию, чтобы стать частью этого поистине сказочного события.
А зачем же понадобились маски? Разве нельзя было гулять и веселиться просто так, не закрывая своё лицо?
В том-то и дело, что нельзя. Европа XV-XVI века – не самое демократичное общество, разрыв между простыми горожанами и аристократами был слишком велик, влияние Церкви чрезвычайно велико. Но во время карнавала все становились равны: и простолюдины, и аристократы, и духовенство. Люди веселились и развлекались, невзирая на чины и звания: под маской невозможно было разглядеть, кто танцует рядом с тобой. Маска позволяла скрыть личность, сохраняла инкогнито. Это позволяло переступить через постылую общественную мораль и хотя бы одну неделю в году повеселиться вдоволь.
Сейчас роль масок несколько иная: это просто красивый и стильный атрибут праздника. Однако нельзя не заметить, что венецианские маски сильно отличаются от тех, которые существуют в традициях других стран.
Венецианская маска появилась как часть народной комедии дель-арте. Её постоянные персонажи – Арлекин, Коломбина, Пьеро и другие. Каждый из них отличался своеобразным характером, манерой одеваться и особенным типом маски. Комедия дель-арте была очень популярна в эпоху Ренессанса, так что все жители Венеции прекрасно знали, какая маска какому характеру соответствует.
Позже появились и другие виды масок – например, всем хорошо знакомый жутковатый Чумной Доктор. Такие маски действительно носили доктора во время эпидемии чумы: они позволяли защитить дыхательные пути врача от вдыхания ядовитых миазмов.
Другая популярная маска – Баута. Она закрывает всё лицо, при этом не мешая пить и есть. Такие маски предпочитали те венецианцы, которым хотелось гарантированно остаться неузнанными: маска позволяла скрыть не только внешность, но и пол, так как носилась в комплекте с закрывающим всё тело плащом и широкополой шляпой.
Ещё одна маска – Кот. Котов в старой Венеции было мало, а крыс много, поэтому к кошкам принято было относиться с чрезвычайным почтением.
Арлекин – это, пожалуй, самая популярная из всех венецианских масок. Её легко отличить от других по наличию стилизованного шутовского колпака с бубенчиками. Этот колпак настолько необычен и красив, что его можно принять за корону с чересчур длинными загнутыми зубцами.
Помимо масок, полностью закрывающих лицо, существовали и полумаски. К примеру, Коломбина, кокетливо прячущая только верхнюю часть лица.
Всего насчитывается более 100 видов масок, но изготавливаются они по одной технологии: смазанная маслом или вазелином гипсовая форма покрывается папье-маше. Когда заготовка высохнет, в ней прорезают отверстия для глаз и приступают к украшению. В старину маски декорировались настоящими драгоценностями и покрывались золотом, в наше время используются стразы и золотистая акриловая краска. Так или иначе, а правильно изготовленная венецианская маска выглядит как настоящее произведение искусства и стоит немалых денег.
Признаюсь, у меня есть мечта: я хочу принять участие в венецианском карнавале. Но для этого потребуется длительная подготовка. Во-первых, нужно приобрести или изготовить своими руками уникальную маску. Во-вторых, подобрать или сшить на заказ костюм. В-третьих, забронировать отель в Венеции, где во время карнавала цены взлетают до небес. Но хотя бы раз в жизни окунуться в эту непередаваемую мистически-сказочную атмосферу, по-моему, стоит. А вы как думаете?
Ваш дизайнер интерьера, Марина Кучеева.