Город-легенда, город, в который стекаются все романтики, город, который освятила своей красотой и печалью самая красивая история любви из тех, что были написаны человеком, — всё это Верона. Моя Верона.

Она встретила нас пасмурным небом и слегка моросящим дождем. Но несмотря на меланхоличную погоду, в Вероне было как-то очень тепло и уютно. Мне кажется, не в последнюю очередь это связано с цветом стен веронских домов: здесь они розовые с вкраплениями сливочного оттенка. Серое небо, тёплые розоватые стены – классическое сочетание цветов, знакомое любому художнику! Жители Вероны как будто знали, какой палитрой пользоваться при постройке города, чтобы все приезжие восхищались необыкновенно нежной и уютной гаммой. А еще мне сразу приглянулась характерная для Вероны полосатая кирпичная кладка. Она вносит в общий декор неожиданную, но уместную гастрономическую нотку: стены некоторых домов Вероны напоминают вкусный слоёный торт с ванильным кремом.

Нашей первой значимой остановкой в Вероне стала базилика Сан-Дзено-Маджоре. Этому шедевру и образцу романского стиля уже почти тысяча лет! Или даже полторы тысячи, если принять во внимание, что современное здание было выстроено на месте маленькой христианской церкви, построенной ещё в V веке. Голова кружится от таких цифр!

К сожалению, внутрь базилики мы не попали. Эта церковь – действующая, и во время нашего визита там как раз проходило богослужение, на котором не позволили присутствовать туристам. Обидно, но что ж поделать! Вместо осмотра базилики изнутри мы прогулялись по небольшому, но очень живописному внутреннему дворику, обрамленному нарядной крытой галереей. Там было тихо, светло и задумчиво. Под шелест лёгкого дождя рождались красивые мысли. Хотелось просто остаться там и помечтать.

Но наш путь лежал дальше, к знаменитой Арене-ди-Верона, римскому амфитеатру, построенному около 30 года н.э. Этот амфитеатр является третьим по величине в Италии, он прекрасно сохранился до наших дней, если учесть его возраст. Но… должна признаться, что особого трепета перед древним архитектурным чудом я не испытала. Возможно, потому, что вся древняя арена увешана современным звуковым и световым оборудованием.

Здесь ставят оперу, часто проводят концерты. Невероятно, но амфитеатр до сих пор используется по прямому назначению: в нём царствуют музы искусства! Наверное, именно на этом представлении можно прочувствовать всю мощь классической римской архитектуры в полном объеме. Когда-нибудь я обязательно постараюсь попасть на такой концерт.

Путешествие продолжается. Нас гостеприимно принял музей-лапидарий Маффеи – собрание образцов античного искусства. Здесь собраны каменные плиты, урны, статуи и другие древние артефакты, которые за время своего долгого существования сменили несчётное количество владельцев и, в конце концов, оказались в музее. А может, не в конце? Произведения из камня могут жить не одну тысячу лет. Их дальнейшая судьба так же непредсказуема, как наша.

Есть такое выражение «музыка в камне». Здесь эта музыка звучит. Она тихая и приглушенная в залах с наиболее древними экспонатами, относящимся еще ко временам этрусков, и мощная, ритмичная, с боем барабанов — там, где представлены сложные и динамичные барельефы времён расцвета Римской Империи.

Что же было дальше? А дальше наш путь лежал в замок Кастельвеккьо. Как же я люблю замки! Мне бы очень хотелось однажды провести день в древнем и прекрасном замке, чтобы обойти его до последнего уголка.

Но это место — не просто замок, сейчас это еще и картинная галерея. Здесь собрана и экспонируется богатая коллекция средневековой живописи и скульптуры. Я бы очень рекомендовала посетить этот музей тем, кто интересуется европейским искусством до эпохи Ренессанса. Это своеобразное и очень притягательное искусство, наполненное какой-то мистической лиричностью и красотой.

Но мы спешим дальше. Перед нами Пьяцца-дель-Эрбе — самая древняя площадь Вероны. С любопытством оглядываюсь по сторонам. Вижу теплые цвета зданий, сложные формы архитектуры, богато украшенные фасады – популярное у туристов место и не может выглядеть иначе. Но для меня самым поразительным было ощущение: мне здесь уютно. Несмотря на огромные толпы людей, шум, мельтешение, мне здесь уютно и тепло. Я смотрела на эту площадь и все пыталась понять, за счёт чего складывается такое ощущение. Где проходит грань между торжественностью, переходящей в пафосность, и торжественностью, переходящей в благородство и человечность. Но увы, это так и осталось для меня загадкой. Древний город не пожелал открываться мне полностью с первого раза.

Как дизайнер, я многое почерпнула из этого путешествия. Сначала я сокрушалась, что нам не повезло с погодой: в сентябре в Вероне оказалось прохладно и сыро. Но потом с удивлением поняла, что не мёрзну и не чувствую дискомфорта, несмотря на влажный воздух. А всё из-за волшебной веронской палитры, которая создаёт ощущение тепла и нежности даже в самый хмурый денёк! Кажется, эту идею стоит взять на вооружение российским строителям, проектирующим одинаковые серые дома в и без того небогатой яркими цветами нашей стране. А ведь цвет – необыкновенно важное условие для комфортной жизни! Но об этом подробнее мы поговори в одной из следующих статей.