В прошлый раз мы остановились у самого входа в замок Шереметевых. Предлагаю сделать решающий шаг и войти внутрь!
На самом деле, замок не такой уж и древний: ему немногим больше ста лет. Он был построен в стиле поздней неоготики и принадлежал последним представителям аристократического рода Шереметьевых, которые собрали в своём загородном имении большую коллекцию предметов искусства и холодного оружия.
После революции замок успел побывать санаторием, потом домом отдыха, а к нашему времени подошёл дряхлым старцем, лишившись всей своей роскошной обстановки. Реставрация замка началась сравнительно недавно, но сделано уже очень много, что мы смогли оценить своими глазами.
До наших дней сохранились уникальные мозаичные полы, которые делал приглашённый итальянский мастер. Такой тип пола называется Венециа́нский терра́ццо. Он изготавливается из натуральных материалов на основе цемента с примесью камней, стеклянных вкраплений, мрамора. До сих пор на ровном покрытии не видно ни одного шва, полы блестят, как и сто лет назад.
Эта очень старая технология с определёнными изменениями применяется и сейчас, даже я прибегала к ней в моей работе. В одном из моих проектов дизайна интерьера ступени лестницы были отлита из бетона с добавлением мелких камушков, которые затем были отполированы до зеркального блеска вместе с бетонной поверхностью. Эффект долговечности обеспечен!
Одна из самых красивых комнат Шереметьевского замка – Большая гостиная. В этом зале когда-то проводились танцы: тапёр аккомпанировал танцующим на рояле Беккера, вальсирующие пары отражались в блестящих зеркалах. Гостиную украшали саксонские вазы и даже беломраморная статуя Венеры.
Камин Большой гостиной был облицован панелью, снятой после раскопок с одного из помпейских дворцов, засыпанного вулканическим пеплом. Кто бы мог подумать, что помпейскому порталу, пережившему извержение вулкана, придется быть выкрашенным в такой чудовищно-грязный цвет в советские времена!
В замке около ста комнат и порядка 20 каминов. Чувствуете, какое странное соотношение? Конечно такой огромный замок невозможно было протопить таким количеством каминов. В замке была проведена довольно интересная система отопления и вентиляции: огромная печь затапливалась в подвале, а тепло распространялась по специальным каналам в стенах замка. В трубах были специальные заслонки, которые можно было открыть и проветрить комнату. Такая система отопления создавала комфортную обстановку во всех помещениях. А благодаря вентиляционным каналам, которые сохранились до сих пор и по-прежнему функционируют, во всех залах очень легко дышится. Конечно, этому способствует и высота потолка: объем воздуха даже в небольших помещениях значительно больше, чем в современных комнатах. Высота потолка в помещениях замка в среднем около 3,5 — 4 метров. А в Большом зале и Большой гостиной и того больше! Определённо, помещики Шереметевы умели жить с комфортом.
Я искренне восхитилась естественным освещением в Большом зале. Даже в пасмурную погоду здесь царит яркий, но рассеянный свет. Многие музеи могли бы позавидовать такому освещению для экспонатов.
А сейчас мы с вами заглянем в Восточный кабинет. Здесь была воссоздана атмосфера средневекового востока, такого манящего и сказочного: колонны из дорогого камня, керамические решетки на окнах, персидские росписи плафона. Сейчас от былой роскоши остались только стрельчатые окна, но и они достойны нашего внимания.
Рабочий кабинет владельца замка назывался Дубовой комнатой. Как явствует из названия, все плоские поверхности в этой комнате были отделаны дубовыми пластинками. А если отворить боковую дверь Дубовой комнаты, то по очень крутой винтовой лестнице можно подняться на третий этаж, где находились детские комнаты и комната бонны. Сейчас по этой лесенке подниматься можно только с риском для жизни, поскольку она грозится рухнуть в любой момент. А жаль, ведь лестница такая романтичная и красивая!
Особой гордостью замка был Зимний сад – редкость по тем временам. Шереметевы устроили в своей усадьбе настоящий уголок Эдема: посреди просторного помещения под стеклянным куполом стояла огромная красавица-пальма, которую окружали экзотические растения в богатых вазонах, которые сами по себе могли считаться уникальными произведениями искусства. Пальма, к сожалению, давно погибла, вазоны тоже не сохранились. Но стеклянный купол в форме полусферы восстановили реставраторы.
Приветствие Salve на латыни в самом начале красивой радиусной лестницы до сих пор встречает каждого входящего. Заметив его, как-то невольно приосаниваешься и расправляешь плечи. Мы не где-нибудь, мы в настоящем замке!
Каждый год, приезжая на Женское озеро, я говорю себе, что на этот раз в замок я не поеду. Все там я видела много раз, а экскурсии могу проводить не хуже, а, может, даже лучше местных экскурсоводов.
И каждый раз я еду туда вновь. Меня через время и расстояние притягивает возможность еще раз подняться по красивым широким лестницам, прочувствовать высоту потолков парадных залов, увидеть вновь чудом сохранившиеся детали интерьера и архитектуры…
И в который раз удивиться, как в глуши марийской тайги появилось это рукотворное чудо!