Ну а теперь я хочу рассказать вам о Норвегии.
Мы уже проехали половину Швеции и теперь двигались в сторону Осло. Перед нами стояла дилемма: осматривать ли Осло и фьорд, которые, судя по отзывам путешественников, – всего лишь преддверие настоящей Норвегии. Сам Осло можно осмотреть за пару часов, а фьорд Осло больше похож на обычный залив. Нам же хотелось увидеть настоящие дикие пейзажи Норвегии, когда скалы вздымаются на необозримую высоту, а с них с диким грохотом низвергаются пенные водопады. И море, вторгшееся на сотни километров суши.
Расскажу, что такое фьорды, поскольку, к своему стыду, узнала о них лишь перед самой поездкой. Это удивительной красоты заливы с высокими скалистыми берегами, глубоко врезающиеся в сушу. От обычных заливов фьорды отличаются тем, что их длина в десятки раз превосходит ширину, а спуск к воде часто практически невозможен из-за грозных высоких скал.
А ещё фьорды обычно очень и очень глубоки. В общем, нам хотелось увидеть это чудо природы своими глазами. Вот только самые красивые фьорды находятся достаточно далеко от Осло… Подумав, мы решили рискнуть и сделать крюк в 1300 км, чтобы добраться до города Берген. По описанию, это одна из красивейших дорог в Норвегии, и по пути мы сможем вдоволь налюбоваться и фьодами, и скалами, и водопадами, и почувствовать холодок страха от серпантинных дорог.
Решение принято единогласно, мы все готовы к трудностям и приключениям! Едем!
Проскакиваем Осло через самый центр, не задержавшись ни на минуту. Вы спросите, как такое возможно? Норвегия очень технически продвинутая и очень богатая страна. Она может позволить себе проложить объездную скоростную магистраль через центр города, но под землей. Наверное, эти подземные клеверные развязки и круговые подземные перекрестки строили трудолюбивые гномы…
Рекомендации, полученные из Всемирной Паутины, настоятельно советовали нам первые 200 км дороги не останавливаться и не тратить время, поскольку весь смак дальше. Ну мы и ехали, послушавшись совета добрых людей. Дорога время от времени ныряла в утомительно длинные туннели, а иногда летела по мостам, похожим на натянутую тетиву лука. И пейзажи разворачивались такие, что дух захватывало!
Но на фьорды мало просто смотреть, это чудо природы хочется потрогать руками. Мы делаем короткую остановку в небольшой деревушке, чтобы осмотреться и выпить чашку кофе.
Вода во фьорде голубая и прозрачная, воздух кристально чистый, цена за чашку кофе дикая — 300 рублей за обычный капучино. Но что вы хотите — это Норвегия:)
Ну что ж, туманами мы подышали, водичку во фьорде потрогали (бррр — холодная!), даже на вкус её, солёную, попробовали. Едем дальше.
Солнце уже начинает садиться, но темнота летом Норвегии не грозит. Здесь белые ночи, и в полночь светло как днем. День кажется совершенно бесконечным, утренние события остались очень далеко позади. Погода портится, начинает моросить холодный, почти осенний дождь… Пора искать убежище на ночь.
В Норвегии ночлег просто не может быть обычным. Пожалуй, на этот раз мы выберем кемпинг возле водопада Твиндефоссен — самого высокого в Норвегии (152м). Стоило нам к нему подъехать и открыть двери авто, как мы услышали его оглушающий рык и ощутили ледяное дыхание.
Но водопад был действительно великолепен. А на шум через какое-то время просто перестаешь обращать внимание.
Однако сырость и холод дают о себе знать, утром палатка и вещи были покрыты мелкой водяной пылью. Просыпаюсь очень рано в предвкушении горячего душа. В кемпинге есть все, что нужно бродягам-туристам: чистые туалеты, кухня с электрическими плитками и горячей водой в кране. Но… душ платный, это обидно, мы за место для палатки и машины уже заплатили 3000 рублей, а теперь с нас требуют еще деньги. Жадины! Уедем мы от вас! А голову можно и в раковине помыть, подумаешь.
Поясню про душ: в другом кемпинге мы опять с этим столкнулись, но уже смиренно заплатили. В душевой кабинке стоит аппарат, в который нужно закинуть специальный жетончик. Жетончик нужно купить на ресепшене, стоит он примерно 100 рублей. Но если вы думаете, что после этого вы можете насладиться горяченькой водичкой в неограниченном количестве, то вы глубоко ошибаетесь! Вам будет отмерено ровно 4 минуты, потом вода резко становится ледяной. Я все это прочувствовала на себе и на своей намыленной голове. Мытьё в раковине тёплой водой понравилось мне больше, чем этот непредсказуемый душ.
Но это все мелочи жизни, а нас ждет Берген.
Берген – второй по величине город Норвегии и бывшая столица страны. Это крупный морской порт и в каком-то смысле центр культурной жизни. Нас, путешественников, Берген встретил мелким моросящим дождем и низкими давящими облаками. Погода была примерно такая же, как у нас в конце октября. Говорят, что Берген самый дождливый город Европы, и солнце здесь бывает всего 5 дней в году.
Но у нас были веселые оранжевые дождевики и отличное настроение пополам с гордостью, что мы забрались в такую даль.
Идем по деревянным мостовым набережной Бергена и не знаем, на что любоваться: то ли на прекрасное и грозное море, то ли на старинный, с богатой историей город.
А знаете ли вы, что Берген был основан почти 1000 лет назад – в 1070 году? Через триста лет из маленького рыбацкого поселения он вырос в важный торговый центр. Его многочисленные склады были заполнены товарами со всех сторон света.
Примерно четверть всех зданий Бергена были построены до XVIII века. В этих домах сейчас располагаются музеи, сувенирные магазины и рестораны национальной кухни, а также студии художников. Мне очень нравятся эти маленькие цветные домики. Даже в хмурую погоду набережная кажется уютной и теплой.
Движемся в узкий проход между домами и попадаем в очень симпатичные деревянные трущобы. Именно здесь в старину размещались представительства и склады морских торговых компаний. А сейчас здесь находятся сувенирные лавки.
Даже крюки для подъема грузов сохранились до сих пор!
Идем вверх, к обзорной площадке. По пути нам встречается роща с деревьями, заботливо одетыми в вязаные одежки.
Нам хочется подняться еще выше, но увы: дорога зовёт в обратную сторону. Мы возвращаемся по узким, но таким уютным переулкам.
Именно в Бергене я очень ярко прочувствовала, что внешняя погода не имеет значения, если внутри солнечное настроение. Жители Бергена круглый год живут в слякоти, но у них такие приветливые лица. Я тоже так хочу: уметь внешние обстоятельства воспринимать как данность и управлять своей внутренним состоянием, не зависящим от погоды.
Едем в обратную сторону. Как же в Норвегии изменчива погода! Мы поднимаемся на высокогорье, а там все вместе: снег, жара и светит солнце. Как рефлекс, срабатывает наш российский менталитет: мы забрасываем друг друга снежками, ну и оставляем после себя быстро тающее произведение.
Проехав такой путь и будучи совершенно очарованными Норвегией, мы не могли не заехать в Музей кораблей викингов в Осло.
Он… вы знаете, он совсем небольшой. В нём нет ничего грандиозного на взгляд чужака. Но жители Норвегии, в душе каждого из которых по-прежнему живёт викинг, гордятся небольшой экспозицией музея и восхищаются историей своих предков.
В экспозиции музея представлены три деревянных драккара (корабля), возраст которых превышает тысячу лет. Все суда были найдены в конце XIX и начале XX веков. Они смогли хорошо сохраниться, благодаря засосавшему их глинистому дну у берегов Норвегии.
Невероятно, но на простых деревянных судах викинги совершали длительные океанические плавания и возвращались триумфаторами. Это были невероятно отважные и умелые люди, смелые воины и умелые мастера-кораблестроители. Эта твердость характера и сила духа до сих пор чувствуются в их далёких потомках.
Но нам нужно торопиться, поскольку нас уже ждет наш корабль, вернее паром. Чтобы замкнуть нашу скандинавскую кругосветку, мы переплывем на пароме Северное море и вернемся обратно в Данию. До встречи в Копенгагене!
Продолжение следует: Скандинавская кругосветка. Часть 3: Разноцветная Дания